Советы психолога

Я говорю – ЛЮБЛЮ!

Почему большинство людей забывают говорить своим близким, что они их любят?

Довольно большая группа моих знакомых, услышав от своей половинки «Я тебя люблю» настороженно спросят что-то вроде «Что случилось?». «Что ты натворил?», «Что ты задумала?»… И ведь это абсолютно не означает, что они не любят друг друга… А дети, много ли в Вашем окружении родителей, которые не любят своих детей? Но часто ли Вы слышите, как родители говорят своим детям, что они их любят?!

Вот только не нужно рассказывать мне о том, что это и так понятно, или любовь нужно показывать поступками! Поступки никто не отменяет, но ведь слова…. Они не стоят нам ничего, но так дорого ценятся нашими близкими!
Кто из нас не будет рад, когда в разгар рабочего дня звонит муж/жена, просто так, сказать «я тебя люблю»… или, когда ребенок, уходя в школу, поцелует и скажет «я люблю тебя»… или, родители, обнимут взрослого тебя, и как маленькому скажут «мы так тебя любим»…

Так почему же мы сами, забываем говорить такие важные для нас слова нашим близким?

Мы забываем, стесняемся, боимся быть не понятыми, боимся показаться слабыми, уязвимыми, смешными…

Сегодня 14 февраля, день всех влюбленных. Я не считаю этот день мега-праздником, потому что для влюбленных все дни проведенные с этим чувством – праздник, и само обладание этим чувством – праздник. Давайте просто рассматривать этот день, как маленький повод для больших перемен. Измените привычки, поздравьте своих близких с праздником, купите любимым валентинку, детям конфет, родителям хорошего вина… Спрячьте свое стеснение и стыд, от того, что так мало уделяете внимания самым дорогим людям за мишуру надуманного праздника и меняйтесь! Скажите своим любимым сегодня, сейчас, как они для Вас дороги, но больше никогда не забывайте этого делать.

Говорят, что слово лечит, тогда слово ЛЮБЛЮ, должно исцелять. Исцелять от депрессий и душевного одиночества, кризиса и финансовых проблем, политической нестабильности и человеческого безразличия. Вспомните, как мамино «люблю» обезболивало разбитые коленки и царапины, оставленные соседской кошкой… ссадинки еще болели, но где-то внутри становилось как-то теплее и мы знали, что все будет хорошо…

Я говорю – ЛЮБЛЮ!

Я люблю тебя, Муж! Моя половинка, мой друг, моя поддержка и стимулятор уверенности, моя сила и моя слабость… Люблю, даже когда забываю выполнить твои просьбы или злюсь, от того, что ты забываешь про мои. Люблю, когда мы спорим по рабочим моментам и выясняем почему после стирки пропадают носки :) … Люблю, просто люблю…

Я люблю Вас, Дети! Наши маленькие, родненькие, вредненькие… Самые дорогие и важные в жизни человечки, мотиваторы к действиям и предохранители от необдуманных решений! Люблю, даже когда сержусь за невыполненные уроки или неприбранные вещи, когда прикрикиваю или прошу не мешать мне работать, люблю, люблю, люблю… даже когда забываю Вам об этом сказать утром перед школой или наночь…

Я люблю Вас Родители! Мои хорошие, заботливые, близкие… Подарившие мне жизнь и любовь, помогающие в трудную минуту и разделяющие радость. Люблю, даже когда не звоню чтобы сказать Вам об этом.

Я люблю Вас мои Близкие и Друзья! Мои верные и готовые прийти на помощь… Поддерживающие меня в начинаниях и ободряющие в неудачах. Люблю, даже когда забываю Вам сказать, как я ценю то, что Вы у меня есть.

Я люблю, и очень рада, что это чувство есть в моей жизни…

Будьте любимы, любите и не забываете говорить об этом!

Алена Сторчак,
Бизнес-тренер клуба “Наша Экспедиция”
Официальный сайт:
http://storchak.com.ua/

Обзор Методик Раннего развития

Тема раннего развития обсуждается молодыми родителями очень часто. Именно она приводит к «баталиям» между мам, какая методика лучше, что подходит или не подходит малышам. У нее много сторонников и не меньше противников. В любом случае родители сами выбирают путь развития своего малыша и сами решают, какую методику использовать. Мы же не ставим своей целью убедить Вас в правильности той или иной методики, а просто предлагаем Вам общую информацию, которая, несомненно, окажется полезной для вас в воспитании и развития вашего чудесного малыша!

Безграничная свобода выбора по методу Монтессори

Основной девиз метода Монтессори: “Помоги мне сделать это самому”. Метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Для этого создается специальная развивающая среда (Монтессори-среда), в которой ребенок сможет проявить свои индивидуальные способности. Малыш не просто сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, но и развивается в собственном ритме. Ребенок самостоятельно решает, что ему сегодня больше всего хочется делать, или изучать – строить башню, считать, изучать текстуры, или свойства воды, высадить цветы, или просто постирать.

Именно в этой методике каждый ребенок рассматривается как личность с самого рождения с огромным потенциалом для саморазвития.
Занятия по методу Монтессори не похожи на традиционный урок в школе или детском саду. Развивающие материалы позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. А роль педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Учимся с пеленок по методу Гленна Домана

Гленн Доман считает, что с самого рождения надо предоставить ребенку возможность двигаться, потому что это сильно влияет на развитие способностей ребенка в будущем.
Малышу необходимо предоставить максимальную свободу движений и как можно раньше начинать заниматься специальной гимнастикой.
Чем больше мы с самого рождения будем поощрять малыша двигаться, тем быстрее будет идти формирование мозга, и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. А это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Своими трудами Доман показал, что человеческий потенциал огромен, и что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить, например, математике, чтению, энциклопедическим знаниям. Сегодня качество методики Домана подтверждается её результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по методике Гленна Домана!

Поверь в свое дитя по методике Сесиль Лупан

Узнав о методике Гленна Домана, молодая мама попыталась творчески адаптировать его методику на своих собственных дочках. Что-то у нее получилось, что-то – нет, и, исходя из основных мыслей Домана, она переделала эту методику так, как ей показалось наиболее разумным, и написала книгу. В отличие от Гленна Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется.
В своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методике Клэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. Сесиль Лупан предлагает уже «свои методы», основанные на раскрытии потенциала ребенка и формировании его как личности.

От просто к сложному по методу Никитиных

Что необходимо, чтобы ребенок с удовольствием заинтересовался чем-либо, увлеченно занимался и добивался результатов? Все просто – это любовь, уважение, интерес, поощрение и поддержка родителей. Это обязательный интерес и к самому процессу труда, и к его результатам, это обмен мнениями, общая радость, когда получилось хорошо. То есть, совместная работа в семье.
Знаменитые русские педагоги-новаторы, Никитины, родители семерых детей, разработали свою методику раннего развития детей, в которой малыш рассматривается как индивидуальность. Методику, в которой родители поощряют ребенка думать и решать самостоятельно разные задачи; поощряют его творчество, учатся не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопятся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. В случае неудачи стараются не упрекать и не стыдить ребенка.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на развитие логического и образного мышления. Каждая игра – это набор определенных задач, которые ребенок должен решить. Задачи даются ребенку в различной форме и в расположены в порядке возрастания сложности – от простого к сложному.

Складовой подход в обучении от Николая Зайцева

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев, настойчиво рекомендует всем педагогам отказаться от традиционного принципа овладения чтением – от буквы к слову. Он считает, что это негативно отражается на психомоторном развитии и здоровье ребенка, поэтому предлагает использовать «складовой подход». Под складом подразумевается пара из согласной с гласной, из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква.

Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются “Кубики Зайцева”, основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке

В методических пособиях Зайцева склады отличаются по цвету, размеру, объему и звучанию, благодаря чему дети без труда усваивают разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Играясь с “Кубиками Зайцева” малыши от 3,5 до 4 лет учатся читать с первых же занятий, а детки от года и чуть старше начинают говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).

Огромным достижением методики Зайцева является также системный подход к такому предмету, как математика. Его новая методика базируется на системе таблиц, наглядно показывающих ребенку, что такое число, из чего оно состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ним производить.

Веселая музыка и игры для раннего развития и позитивных эмоций

Самым главным в занятиях с малышами является не сам результат и даже не процесс обучения чему-либо (музыке, математике, чтению и пр.), а именно всеобщее развитие ребенка и получение ряда положительных эмоций!
Методика Сергея и Екатерины Железновых базируется на раннем развитии музыкального слуха у малышей в играх, включающих не только музыкальный, но и текстовый материал, который облегчает эмоциональное восприятие и стимулирует ассоциативную память. Сегодня их методические разработки стали популярны далеко за пределами России.

По методике Железновых музыка должна всегда сочетаться с движением, например, в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых музыкальных инструментах. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям
детей и имеют сюжетно – образный характер.

С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Весёлые игровые песенки, упражнения под музыку, песенки – потешки, разнообразная народная и классическая музыка – все это способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.
Занятия по этой методике обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.

Руководитель направления Раннего Развития,

Юлия Гаврильчук

Взаємодія батька з дитиною

У сімейному вихованні дитини, в постійних контактах із нею батькам необхідно прагнути до виникнення між ними почуття любові, дружби, довіри та поваги на взаєм. Як це досягається? У різних ситуація – по-різному, але є й свої універсальні підходи.

Ефективним засобом створення теплих відносин між батьком та дитиною є гра. Гра для дитини є найбільш природним видом діяльності, важливою умовою повноцінного розумового, морального, естетичного, фізичного розвитку. Дитячі ігри є чудовим засобом прищеплення тих якостей характеру, які ми цінуємо у людей, але які часто намагаємося прищеплювати простим привчанням.

Граючись, дитина вчиться жити. Під час гри вона досить легко опановує, розуміє суть і запам’ятовує її основні моменти. В подальшому такі навички допомагають краще розуміти оточуючий світ. Жодна інша діяльність не здатна дитині дати стільки позитивних емоцій, які так потрібні їй для здорового психічного і фізичного розвитку.

Чудовим прикладом гри, яку може запропонувати батько своїй дитині – це практичні дослідження природних, фізичних та хімічних явищ. Дитина дорослішає, а з нею потреба у знаннях. Допомогти зрозуміти цей світ – є однією з головних функцій батьків.

Чому іде дощ? Що таке струм? Навіщо чистити зуби кожного разу як пообідав? Із чого роблять цукерки? Як літак тримається у повітрі? Ще безліч питань дитина ставить своїм батькам майже не щодня. Наша місія – не тільки дати пояснення, а й підтвердити свої відповіді наочними дослідами, показати як відбуваються ті чи інші явища. Гра батька з дитиною в такий спосіб здатна не тільки виховати розумну, допитливу та самостійну  людину, а й зміцнити зв’язок між батьком та дитиною,  сформувати у дитині повагу та довіру до своїх батьків.

Зважаючи на те, що у дітей 6-9 років, як і в дошкільнят, переважає наочно-образний характер мислення, тому доцільно поєднувати гру з бесідою, елементами самостійної роботи та спостереженнями.

Саме в іграх розпочинається невимушене спілкування дитини з батьками, взаєморозуміння. У процесі гри в дітей виробляється звичка зосереджуватися, працювати вдумливо, самостійно, розвивається увага, пам’ять, жадоба до знань. Крім того, взаємодія батька з дитиною в таких спосіб формує у дитині впевненість в собі, та розуміння того, що її люблять, поважають.

Керівник мастер-класів

“Світ досліджень”,

Тетяна Фоміна

ОТЦЫ И МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ

Для начала я хотела бы прояснить,  что же несет сегодня для нас это слово – отец. Слово, напрямую связанное с мужчиной и мужественностью. Что за ним стоит? Какие определения для данного функционирования мужчины  в нашем сегодняшнем обществе подходят?

Важно понимать, как формируется образ отца у мужчины, как он его принимает и понимает, и как, уже после, он живет с данной социальной ролью. Образ отца, это то, что маленький мальчик берет для себя из своего детства, несет через юность и обретает, окончательно создавая свою семью, где непременным условием остается наличие ребенка. Окидывая взглядом наших сегодняшних отцов, можно с уверенность говорить о том, что они стали гораздо больше интересоваться взращиванием, воспитанием, а так же продвижением в жизни, своих детей. Интернет, книги, обучающие курсы  это сейчас доступно, модно,  и дает возможность будущим или настоящим папам, использовать информацию на благо своей семьи. И это замечательно. Это точно лучше, чем в недавнем прошлом, когда положение мужчины в обществе было таково, что он вынужден был заниматься  поддержанием идеалистического общественного строя, зарабатыванием денег, которых вечно не хватает, и на все остальное не остается ни времени,  ни сил. В  такой ситуации, семья переходит в руки матери (жены), а в основном,  ей тоже нужно работать. Так что оставалась одна надежда – на государство. Пораньше отдать ребенка в ясли, «а там уж и присмотрят, и научат». И понеслась «лихая тройка»: садик, школа и институт, в лучшем случае, в худшем – улица и исправительные учреждения. Вот и сегодня, в период кризисной ситуации в стране,  важно задуматься: «Так что же несет в себе образ отца, в чем его важность?»

Я воспользуюсь цитатой из книги  Г. Калининой, А. Наумовой:

«Образ отца формирует у ребенка основные представления об отношении к миру и окружающей его действительности»

Как же это происходит? Ведь, так много отводится роли матери сегодня. Ведь, это на ней лежит ответственность в формировании позитивного взгляда на мир у ребенка, практически начиная с момента принятия решения иметь ребенка. Действительно, это  материнская функция так многозначительна и многогранна. Но мы знаем, что в процессе появления ребенка на свет участвуют двое: и мать, и отец! Значит и его ответственность так же немаловажна. Только его участие в период беременности, а так же первые два года, сводится как будто к «роли второго плана». И при этом нельзя ее, эту роль, обесценивать, или другими словами, не предавать ей  должного значения. Ведь отец в семье, это тот «вселенский столп», на который можно  опереться, для того, чтобы идти дальше в жизнь.

И не секрет, что мужчины, более эмоционально и духовно зрелые, с большим благоговением относятся к известию о будущем ребенке. «Молодым» папам сложно сразу осознать и принять тот факт, что наступает в жизни новый период, и точно, не самый легкий. И физический возраст играет в данном контексте второстепенную роль. Конечно, считается, что период 35-45 лет соответствует  психологической зрелости и является самым благоприятным временем для осознания отцовства, но как в каждом правиле, здесь тоже имеют место исключения.

Бесспорно и то, что «молодые» отцы гораздо энергичнее, однако энергию свою они не всегда направляют на создание теплой и безопасной атмосферы в семье. А порой бегут при появлении малыша на работу, к друзьям, да и вообще куда подальше. Потому как малыш непонятен: ест, спит, кричит. Жена все время ребенку посвящает, и зачастую, вообще не понятно чего хочет. «Как можно находиться в таком кошмаре?»: спросите вы, дорогие отцы.

Отвечу некоторыми советами.

1. Вас теперь трое!

Да, у вас появился ребенок, и вы с супругой  перестали быть друг для друга чем-то целым, единым и неделимым. Теперь вам придется делить свое время, свое внимание, свою нежность и любовь на троих. То есть на супругу, малыша, ну и себе, конечно, тоже важно оставить. И чем скорее это произойдет, тем проще будет выстраивать новые, и конечно же, интересные отношения.

2. Забота, и еще раз, забота.

Посмотрите и оцените реально, чем вы можете помочь жене, какое ваше участие станет наиболее ценным и, очевидно, облегчит ей восприятие новых трудностей: стоит заглянуть в ванную, там могут накопиться вещи малыша; чаще меняя подгузник, вы можете насладиться минутами единения с малышом; совместное посещение врача поможет почувствовать вашей семье защищенность и ваше желание узнать все первым; стоит продумать воскресную поездку за город, где ваша задача максимально подготовить все технические моменты (покупка автомобильного кресла для малыша, помощь жене в сборах, продумывания наиболее безопасного маршрута). Также максимально прислушивайтесь к тому, о чем вас просят ваши близкие – жена и ребенок. Ведь они еще сейчас не совсем с уверенностью и точно могут сказать, что им на самом деле необходимо.

3. Терпение и не только.

Как раз самое время продемонстрировать свои мужские качества. А именно, терпение, выносливость, честность и логичность.

Терпение вам понадобится потому как все выше изложенное будет длиться достаточно долго, а именно,  где-то от 1 до 18 месяцев. Не всегда это будет вовремя и кстати.

Выносливость вы будете проявлять, работая на полную мощность после бессонных ночей. Затем, забегая в магазин, вспомните все, что необходимо было купить, и прибегая домой, поддержите молодую маму улыбкой, и конечно, возьмете ребенка, что бы час или два она сможет отдохнуть. Потом заглянете в ванную и на кухню, где непременно приложите свою хозяйскую руку. А потом снова бессонная ночь. Именно эта цикличность потребует проявить максимум духовной силы и выносливости.

Честность вам понадобится, чтобы говорить прямо о том, что вы не все понимаете в сложившейся ситуации, честно говорить супруге о том, как сильно вы ее любите, честно сказать ей, что соскучились за ее вниманием. Это поможет ей понемногу отвлекаться от ребенка и видеть мир вокруг себя.

Логика вам подскажет, что теория Эйнштейна работает. Все относительно, и эти 18 месяцев, которые показались долгими, почти бесконечными, после будут видеться как недолгий период в вашей жизни и чем дальше, тем короче и все более радостным он будет казаться.

4. Следовать расписанию.

Ваша задача помочь супруге справиться с распорядком дня. Важно зафиксировать время, когда лично вы проводите с ребенком. Будет это утро или вечер, не столь важно, но она должна точно знать, что это время у нее есть. Когда вы купаете малыша, это лучше делать совместно с супругой. Определитесь, каким будет ритуал укладывания ребенка спать. И не важно будете ли вы петь ему колыбельную, или рассказывать историю сегодняшнего дня, или читать стихи, ваш голос будет создавать теплую атмосферу для малыша, а значит, это поможет ему легко заснуть. Очень важно поддерживать выбранное расписание, потому как один из основных моментов для комфортного и эмоционально безопасного развития ребенка в первые месяцы – это константность событий.

5. Дорога в детство.

А еще у вас точно появится чудесная возможность вернуться  в детство. Вы сможете стать супергероем! Именно так вас видят жена и ребенок. Вы все можете, вы сильный и сражаетесь за их покой со всеми, кто может посягнуть на святое. Вы станете капитаном корабля дальнего плаванья, потому что именно вы командуете, кому и куда следует идти и что при этом делать. И, конечно же, вы заботитесь о своей  команде, как настоящий капитан. Ведь без мудрого руководства всегда сложно. У вас еще предстоит масса открытий в этом интересном мире. А рядом с вами теперь будет надежный партнер и соратник ваш ребенок.

6. Чувство юмора.

Ваш главный помощник юмор! Смотрите на все мелкие неурядицы с юмором. Улыбайтесь чаще своим родным! Так важно, что бы в вашей молодой семье царили нежность и покой.

В конце привожу слова Эриха Фромма, которые еще раз подтверждают важность отцовского образа для ребенка:

«Связь с отцом совершенно другая. Мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. (…) Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир».

Гордиенко Татьяна

семейный психолог,

психотерапевт

Эрих Фромм. «Искусство любить». Г. Калининой, А. Наумовой «Как мы любим наших детей? Стратегии семейного воспитания»

Присылайте свои вопросы и интересующие Вас темы по адресу: letter@ourexpedition.com.ua